Страница 1 из 1

некоторые аспекты 5.36

Добавлено: 09 окт 2011, 14:12
Екатерина Ильгова
На курсах повышения квалификации в г. Саратове был задан вопрос:
"Можно ли привлечь к административной ответственности по ст. 5.36 сотрудников следственных органов прокуратуры и МВД в случаях если они своевременно не сообщили, ставшую им известной в ходе уголовно-процессуальных действий, информацию о детях оставшихся без попечения родителей (имеются ввиду те ситуации когда к родителям или к единственному родителю применена такая мера пресечения как заключение под стражу) ?"

Ответ.
Согласно диспозиции ч. 1 ст. 5. 36 выстроим следующую схему.

Нарушение кем (субъекты ответственности)?
1. руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей
2. должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
3. должностным лицом органа местного самоуправления

Нарушение чего?
1. порядка предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей
2. сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей

А РАВНО

3. предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем

Из приведенной выше схемы части 1 ст. 5.36 следует, что ни сотрудники следственных органов прокуратуры, ни сотрудники аналогичных органов в системе МВД РФ не могут быть привлечены к административной ответственности, так как не относятся к указанным в диспозиции нормы субъектам.
Прокуратура – не является отгонам исполнительной власти либо местного самоуправления.
Органы внутренних дел – органы исполнительной власти, но данные органы исполнительной власти не формируются самостоятельно субъектом Российской Федерации, то есть не являются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а входят в структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Следовательно, должностные лица органов внутренних дел не являются должностными лицами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

О какой ответственности для данных субъектов можно говорить?
Можно говорить о дисциплинарной ответственности.
В соответствии с положениями части 1 ст. 160 УПК РФ, если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения (норма закрепляет обязанность).
Данный вопрос, в целях обеспечения прав и законных интересов ребенка, должен решаться одновременно с решением вопроса об избрании такой меры пресечения как задержание или заключение под стражу.

В отношении дисциплинарной ответственности представителей органов прокуратуры

Статья 40.4. Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" закрепляет, что лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора следующего содержания:
"Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:
свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;
непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора;
активно защищать интересы личности, общества и государства;
чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;
строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры".

В ч. 1 ст. 41.7. закреплены два основания дисциплинарной ответственности прокурорских работников:
1. неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей
2. совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника

Исходя из текста присяги, ее нарушение является проступком несовместимым с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры, следовательно, порочащим честь прокурорского работника.

В отношении дисциплинарной ответственности сотрудников полиции

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" статья 35 закрепляет, что сотрудник полиции принимает Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
ПРИСЯГА
СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я (фамилия, имя, отчество), поступив на службу в органы внутренних дел, присягаю на верность народам Российской Федерации.
Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные на меня служебные обязанности.
Клянусь достойно переносить связанные со службой в органах внутренних дел трудности, быть честным, мужественным, бдительным сотрудником, хранить государственную и служебную тайну.
Клянусь, не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок.
Если же я нарушу принятую мной Присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации.
Служа Закону - служу народу!

Также в ст. 39 указанного закона установлено понятие «служебная дисциплина в полиции», за грубое нарушение которой возможно увольнение со службы в полиции (п. 11 ч. 1 ст. 40). Также увольнение со службы в полиции возможно за совершение проступка, порочащего честь сотрудника полиции (п. 12 ч. 1 ст. 40).

Re: некоторые аспекты 5.36

Добавлено: 09 окт 2011, 16:35
Костя Скоробогатов.
Как всегда полный и профессиональный ответ! Большое спасибо!
Екатерина Владимировна Вы не посмотрели должностные лица учреждений которым стало известно о детях, указанных в пунке 1 статьи 121 СК в течении какого времени должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства?

Re: некоторые аспекты 5.36

Добавлено: 09 окт 2011, 23:29
Екатерина Ильгова
Посмотрела везде где смогла, конкретных сроков в федеральном законодательстве не указано. Просматриваю подзаконные акты. Думаю, как обосновать обязанность сообщать незамедлительно.

Re: некоторые аспекты 5.36

Добавлено: 09 окт 2011, 23:29
Екатерина Ильгова
Посмотрела везде где смогла, конкретных сроков в федеральном законодательстве не указано. Просматриваю подзаконные акты. Думаю, как обосновать обязанность сообщать незамедлительно.

Re: некоторые аспекты 5.36

Добавлено: 16 мар 2014, 16:20
Елена Сапрыгина
А можно ли привлечь по данной статье (ч.1 5.36) председателя КДНиЗП?

Re: некоторые аспекты 5.36

Добавлено: 16 мар 2014, 16:39
Елена Сапрыгина
Очень все подробно! Спасибо большое! Хотелось уточнить, председателя КДНиЗП можно привлечь по данной статье? Законно ли это?

Re: некоторые аспекты 5.36

Добавлено: 22 апр 2014, 01:51
Соловьёва Людмила
Статья 5.36. Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей

1. Нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Председатель КДН, как и заместитель, отв. секретарь НЕ ЯВЛЯЮТСЯ должностными лицами, это ОБЩЕСТВЕННАЯ функция!

Re: некоторые аспекты 5.36

Добавлено: 22 апр 2014, 07:05
Куклина Елена
Про сроки. ......


ст. 122, "Семейный кодекс Российской Федерации"

2. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации.

Re: некоторые аспекты 5.36

Добавлено: 22 апр 2014, 13:29
Николай Сергеев
И я хочу сказать спасибо .... за предоставленную информацию... и профессионализм!

Re: некоторые аспекты 5.36

Добавлено: 09 мар 2016, 09:12
Куклина Елена
Уважаемые коллеги! Прошу совета.
Ситуация такая: мать в январе попала в туб.диспансер, ее сын-школьник (1 класс) остался дома с пьющим сожителем. Школа знала об этом факте, никуда не сообщала до марта. В марте ребенка выявил сотрудник полиции, вывез как безнадзорного в больницу. Мать из категории СОП, на контроле органов профилактики.
Возник вопрос: есть ли в действиях директора школы состав правонарушения 5.36 КоАП РФ?? в части нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем?
Спасибо..

Re: некоторые аспекты 5.36

Добавлено: 11 мар 2016, 03:48
Соловьёва Людмила
Директоры обычных школ не входят в перечень обозначенных в ст. 5.36

Re: некоторые аспекты 5.36

Добавлено: 12 мар 2016, 07:03
Куклина Елена
Но ведь в порядке выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 122 прописана ответственность должностных лиц организаций, в том числе образовательных, которые обязаны сообщать о детях, оставшихся без попечения.
Поэтому и возник вопрос и сомнения.

Re: некоторые аспекты 5.36

Добавлено: 12 мар 2016, 10:24
Соловьёва Людмила
"Дети, оставшиеся без попечения родителей". Посмотрите ФЗ-159 от 21.12, кажется, 1996 г. "О социальных гарантиях...." - в нём определение этого понятия. Кроме того, в общеобразовательных школах дети ОБУЧАЮТСЯ. Термин "находятся" применим к учреждениям, где дети проживают, например, в приюте или др.учр. соцзащиты, где они временно без статуса, но пока живут в учр., оно решает вопрос по определению статуса.
Кроме того, в не очень маленьких населённых пунктах сотрудеики общеообразовательных школ физически не в состоянии отслеживать место нахождения всех детей.
Только что столкнулась: мама 3 мес.как ушла из дома, оставив детей папе, а кл.рук-ль пишет в хар-ке, какая мать заботливая, дети ухожены и т.д.
Понимаю Ваше беспокойство по этому вопросу, потому как формулировка статьи читается неоднозначно.
Вы не указали, где отец ребёнка, оставляла ли мать какие-то распоряжения относительно ребёнка. Исходя из изложенных данных, этот ребёнок не относится к "оставшимся без попечения" в установленном законом порядке, как говорит о том ст.1 ФЗ-159.

Re: некоторые аспекты 5.36

Добавлено: 14 мар 2016, 01:46
Куклина Елена
в свидетельстве о рождении отец не записан.

Re: некоторые аспекты 5.36

Добавлено: 14 мар 2016, 07:09
Марчук Наталья
Куклина Елена писал(а):Уважаемые коллеги! Прошу совета.
Ситуация такая: мать в январе попала в туб.диспансер, ее сын-школьник (1 класс) остался дома с пьющим сожителем. Школа знала об этом факте, никуда не сообщала до марта. В марте ребенка выявил сотрудник полиции, вывез как безнадзорного в больницу. Мать из категории СОП, на контроле органов профилактики.
Возник вопрос: есть ли в действиях директора школы состав правонарушения 5.36 КоАП РФ?? в части нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем?
Спасибо..

Елена, Комментарий к ст. 5.36 КоАП РФ: Устройству детей в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предшествует выявление таких детей и формирование государственного банка данных о них, что осуществляется на основе и в соответствии с Федеральным законом от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Указанный Закон (ст. 5) обязывает органы опеки и попечительства (это органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления) предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный ст. 122 СК РФ. Региональные операторы (это органы исполнительной власти субъектов РФ), в свою очередь, обязаны (если в установленный законом срок, один месяц, им не удалось организовать устройство таких детей на воспитание в семью) предоставлять федеральному оператору соответствующие сведения для формирования федерального банка данных о таких детях.
Порядок предоставления указанных сведений о детях включает в себя достаточно большой объем необходимой информации (анкету на каждого ребенка), предусмотренной ст. 6 Федерального закона от 16.04.2001 N 44-ФЗ. Кроме того, Постановлением Росстата от 20.07.2006 N 37 по представлению Министерства образования РФ утверждена специальная форма отчетности (государственного статистического наблюдения) N 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 122 СК РФ руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации.
Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке обеспечивает устройство ребенка (ст. 123 СК РФ) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
За неисполнение вышеуказанных обязанностей, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом. Административная ответственность за такие правонарушения установлена комментируемой статьей КоАП РФ.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях (бездействии) лиц, нарушающих установленные законом порядок и сроки предоставления соответствующих сведений о несовершеннолетних, либо предоставляющих заведомо недостоверные сведения.
Правонарушение может выражаться также в несоблюдении сроков предоставления сведений. Предоставление их после истечения установленных сроков не является основанием для освобождения виновного от административной ответственности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 комментируемой статьи, представляет собой действия, направленные на сокрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей. Это может быть, например, сокрытие самого факта существования такого несовершеннолетнего, непредоставление информации о нем, а также иные действия, направленные на укрытие детей от передачи на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью или в специальное детское учреждение.
Представление заведомо недостоверных сведений (искаженной, сфальсифицированной информации), например, о состоянии здоровья ребенка (не указаны его врожденные болезни, отставание в умственном развитии и т.п.) может влечь ответственность по ч. 1 данной статьи.


Таким образом, привлечь по данной статье можно только руководителя дома ребенка, приюта, детского дома (т.е. стационарных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) за то, что он не предоставил в опеку данные о ребенке и орган опеки, если они в течение месяца не заполнили и не передали АНКЕТУ на ребенка в Региональный банк данных.
Форму вышеуказанной анкеты можно посмотреть здесь: http://www.pravcons.ru/obrazets_documen ... ent_11.php