Сиротство-попытка осознать историю данного явления!

Наши проводимые мероприятия: описание, отчеты, советы.
Ответить
Аватара пользователя
Владимир Сергеевич
Легенда форума
Легенда форума
Сообщения: 5520
Зарегистрирован: 25 фев 2010, 17:54
Откуда: Саратовская область
Благодарил (а): 4347 раз
Поблагодарили: 5019 раз

Сиротство-попытка осознать историю данного явления!

Сообщение Владимир Сергеевич » 18 мар 2014, 16:38

Показалось интересным... для саморазвития.. :arrow:

Сиротство: попытка увидеть монстра целиком
источник : http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/13/1

Светлана Катаргина директор Детского дома г. Железногорска
Мария Миркес доцент КрасГУ, ведущий специалист Школы антропоники

Мы работаем в поле проблемы детского социального сиротства как сотни и тысячи наших коллег по всей России. Но постепенно у нас складывается впечатление, что все мы боремся с кончиком хвоста огромного змея - энергично и талантливо, тратя море ресурсов и личных сил, при этом совершенно бестолково, безрезультатно.

Причина на наш взгляд в борьбе со следствиями и отдельными проявлениями, но не с причинами. Причина в нашем неумении (нежелании? страхе?) увидеть монстра целиком.

Данная статья - попытка увидеть проблему полно. Настолько полно, что станет понятно, с чего начинать.

Изначально на Руси слово "сирота" означало не только детей, оставшихся без родителей, но и всякого, кто лишен нужного пригляда, ухода.

Из словаря Даля: "Без мужа жена всегда сирота. Без хозяина дом сирота. Без хозяина товар плачет (товар сирота). Без коня казак кругом сирота. За ремеслом ходить - землю сиротить".

По большому счету все, сказанное ниже, может быть перенесено с сиротства как "ничьих детей и стариков" на "сиротство" как нечто брошенное, ничье, непригляданное - земля, дом, город, народ... Истоки и причины в корне своем одинаковы.

Однако для определенности в данной статье будем говорить только о детях-сиротах различных категорий: детях, лишенных родительской опеки, детях из семей группы риска, когда юридически еще рано говорить о сиротстве, а по факту вполне допустимо, и так далее. Прилагательное "социальный" к слову "сирота" излишне. В некотором смысле сироты бывают только социальные.

1. ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Основная причина социального сиротства, традиционно рассматриваемая в литературе, это низкий уровень жизни большой части населения. Понятно, что если ребенка не на что одеть и накормить, то он часто оказывается бес-призорником при живых родителях. И с этим сложно спорить!

Однако мы считаем, что низкий уровень жизни - скорее следствие или сопутствующий фактор. Вот несколько контрпримеров:

- в результате акции "На лето в семью" (проводимой нашим детским домом) детей усыновили не наиболее обеспеченные горожане, а "обыкновенные". В одной семье к моменту усыновления уже было четверо "своих" детей. Несмотря на модные нынче рассуждения о торговле детьми, мы можем утверждать, что появление еще одного ребенка понизило общий уровень жизни таких семей;

- в детских домах ребенку иногда живется материально лучше, чем у родителей, однако процент успешной социализации выпускников остается прежним - менее 30%;

- в конце Великой Отечественной войны и несколько лет после нее (очень тяжелые годы с точки зрения уровня жизни!) большое число сирот из детских домов было разобрано по семьям, однако уже с конца сороковых брать детей перестали, а некоторых даже вернули. Почему? Ведь самые трудные годы прошли?

Последний пример явился для нас интригующей загадкой. Мы обратились к собственному опыту, побеседовали с различными "героями" наших акций, познакомились с различными исследованиями по психологии и истории данного вопроса. Появившаяся версия не претендует на полноту и научную обоснованность, однако удовлетворяет (для нас) всем требованиям "рабочей гипотезы".

Итак, с чего начать? Хотя бы вот с чего: психиатр В.И. Брутман исследовал множество матерей-отказниц и установил, что во время беременности в их представлении о будущем нет ребенка. Он остается как бы "не мыслим" в будущем женщины. Попытки помыслить свое будущее в качестве "матери с ребенком" приводят к неприятным переживаниям и скоро прекращаются. Конечно, в основе каждой из личных историй лежат веские причины, но сейчас не об этом.

Если в картине мира человека, в представлении о будущем нет ребенка, то его и не будет.

Чуть жестче: если у человека вообще нет будущего в голове, то он не возится с детьми - и со своими, и уж тем более с чужими. У многих матерей-отказниц в голове вообще не было будущего (это когда человек боится думать о будущем, скорее катится по накатанному, чем строит свою жизнь).

Дети - это будущее в самом практичном смысле. Поэтому только тот, у кого есть длинные планы на будущее, способен думать о детях, в частности о детях-сиротах. Только человек "длинной воли", отвечающий за судьбу себя и мира в своей окрестности.

Поэтому когда мы решаем проблему сиротства, мы должны обнаружить того, у кого есть длинные планы на жизнь в этой земле, на того, кто собирается "жить здесь", строить жизнь здесь, кто отвечает за происходящее на этой земле - "хозяина земли". Это не обязательно "крупный бизнесмен", "большой начальник" или глава города, государства. Хозяином может быть обыкновенный гражданин, самостоятельно и ответственно строящий свое будущее, будущее своей семьи и всего того, что рядом - в окрестности.

Если такой хозяин есть, то сирот нет, их обязательно встраивают в жизнь. По-разному и не всегда так, как нам бы понравилось, но встраивают. Если хозяин исчезает, то сироты очень скоро проявляются и врываются в нашу жизнь вопреки нашему нежеланию это замечать.

Еще раз: забота о сиротах носит принципиально практичный характер!

Хозяин земли обязательно как-то работает с детьми (длинные планы = работа с подрастающим поколением). А поскольку "обычными" детьми занимаются еще и родители, то "ничьи дети", с одной стороны, легко приватизируются, с другой стороны - ими необходимо заняться, иначе они все поломают.

Примеры (без всякого намеренного порядка):

1) Христианская церковь.

Детей, от которых по какой-то причине хотели избавиться, часто подкидывали в монастыри. Там детей пригревали, кормили, приучали к труду и - самое главное - воспитывали в Боге. Выросший воспитанник не имел опыта семейной жизни, и сам редко обзаводился семьей. Он становился монахом (часто - странствующим монахом), то есть человеком, главная и единственная миссия которого - исповедовать и распространять христианское учение. Таким способом Церковь обеспечивала достижение своих долгосрочных целей.

Заметим, что невозможность воспитанников в будущем создать свои семьи особо никого не волновала. Еще раз: забота о сиротах очень практична.

2) Криминальные группы.

Волны беспризорников, захлестнувшие Россию после первой и второй мировых войн, были быстро "приватизированы" криминальными авторитетами. Подростки воспитывались в надлежащих нормах и ценностях и, в конце концов, превращались в "своих людей", членов банды - верных, преданных, умеющих убивать и воровать и - что очень удобно - свободных от прочих привязанностей, в частности, от семейных уз.

И сейчас известны неединичные случаи организации беспризорников в банды. Наше время с точки зрения сиротства многими авторами сравнивается именно с послевоенными годами.

3) "Маленький бизнесмен".

Хозяйка торгового павильона в одном из рабочих районов Красноярска долго боролась с группой подростков - они регулярно били стекла в павильоне и просто гадили вокруг. Сначала хозяйка пыталась поставить стекла покрепче, появились решетки и забор. Потом выяснилось, что павильон, напоминающий крепость, не очень привлекателен для покупателей. Потом... Короче, хозяйка павильона с отчаяния поговорила с "малолетними бандитами", наконец поняла суть проблемы и... организовала ребят в рабочую бригаду. Ребята заняты интересным делом, зарабатывают деньги, да и павильон в порядке.

4) "Простой человек" - продолжение предыдущего примера.

Речь идет не о любом человеке, мирно живущем в одной из квартир большого дома, а о Человеке, имеющим смелость строить свое будущее и полноценно отвечать за него - зарабатывать деньги, ставить дом, воспитывать детей, следить за своим здоровьем, а так же самочувствием всех домашних, заниматься своим делом, создавать и реализовывать проекты...

Такие люди прежде всего отвечают за своих детей и, часто случается, за окрестных ничейных. Известны случаи, когда "просто соседка" заставила непутевую мамашу выйти из запоя и таки заняться детьми; когда заядлый турист включил социально опасных подростков в свою компанию, и те выросли нормальными людьми; когда "просто учительница", тренер, мастер ... и так далее.

5) Представители национальных общин.

Вы обращали внимание на то, что в сиротских заведениях число детей различных национальностей (судя хотя бы по фамилиям) не пропорционально соответствующим цифрам по населению? Детей некоторых национальностей в детских домах почти нет! И дело не в том, что "их у нас здесь мало", некоторых очень даже много. Дело в том, что общины держатся своей национальной миссией, которая выстраивает и позволяет удержать будущее каждому своему носителю - личное и общее. Миссия фиксируется в религиозных текстах, и каждый знает "кто я", "зачем пришел в этот мир" и "что хорошо - что плохо".

Мы уверены: появление/оформление миссии русского народа, национальной идеи действительно повлияет на решение проблемы сиротства. Но... как-то медленно получается.

6) Террористы.

Как это ни странно, у террористов не бывает детей-сирот. Есть дети, потерявшие родителей, но нет сирот (то есть детей без пригляда). Подросток намеренно воспитывается как мститель и, когда приходит срок, успешно выполняет надлежащую миссию.

Просто у террористов есть длинные планы. У террористов есть, а у нас... как-то больше нет.

7) Институт приймачества у южных славян.

"Приймать" в семью сироту могли люди пожилые, когда им становилось трудно вести хозяйство, или когда они не имели наследников. Принятый в семью должен был вести хозяйство, почитать новых родителей, а так же обязан их похоронить. Хозяйство после этого переходило в руки приймака. Так реализовывался принцип "дар-отдар".

Кстати, для принятия такого решения необходимо задуматься вперед лет на 10-15 - до собственной старости и смерти. А может быть даже дальше. Всем ли нам удается это сделать?

8) Граф, князь, помещик, директор леспромхоза...

Сейчас поясним такое странное сочетание. Речь пойдет о хозяине земли в буквальном смысле - "собственнике". Граф являлся попечителем всех сиротских заведений на своей территории, часто выросшие в этих учреждениях люди так и не обзаводились семьей, но становились "людьми графа" - охраной, войском. Помещик мог распорядиться передать сироту в какую-либо крестьянскую семью на воспитание.

Можно продолжать, но как бы найти пример из нашего времени?

И вот тут на память приходит поездка в один из леспромхозов края. Директор - действительно хозяин своей земли (хотя, конечно, не собственник). Это проявляется во всем, начиная с преуспевания основного производства, заканчивая бесплатными обедами в школах. А еще в том, что детей в детские дома не отправляют. Есть хозяин, есть планы на это хозяйство, на эту землю, на совместную работу и результаты с этими людьми. Нет только одного - "ничейных" детей.

Справедливости ради стоит заметить, что есть принципиальная разница между современным хозяином и графом или помещиком - это планы. Можно ли строить долгие планы, если нет уверенности, что останешься руководителем леспромхоза завтра? - Сложно, а порой и невозможно. Поскольку ничем не подкреплен "статус" хозяина, кроме как гражданской позицией. Именно так и произошло в нашем случае. Ушел руководитель (или его "ушли" - не важно), и нет никаких гарантий, что на его место придет "хозяин", а не временщик, которому важен только сегодняшний день и сегодняшний собственный карман.

Короче, бывало по-разному. Но во всех случаях пока был хозяин, бесхозных детей не было.

9) Советское государство.

"Мой адрес не дом, и не улица, мой адрес - Советский Союз..." - помните эту песню? Свободные, не привязанные к семье и корням люди, могущие быстро собраться и отправиться поднимать Целину, строить БАМ, защищать Родину...

Единственный хозяин - государство. Личные планы строятся, исходя из планов страны. Твоя судьба - это судьба твоей Родины. Идеал коллективного воспитания. Никто не воспитает моего ребенка лучше, чем государство! Дети в детдомах - это нормально, ибо государство - лучший воспитатель!

Война (особое время!) была выиграна за счет актуализации личной воли каждого из наших соотечественников - и сразу в конце войны и несколько лет после беднейшие семьи, живущие в землянках, часто без отцов и мужей, забирают сирот из детдомов к себе. Не было хлеба, но была личная воля, напряжение по выстраиванию будущего - восстановлению своего дома и страны.

Но война закончилась, и свободные сильные люди с длинными личными планами и неудержимой энергетикой (на которой и была выиграна война) стали "неудобны". Государство "прижало" возникших хозяев жизни. Всего несколько лет - и детей из сиротских учреждений брать перестали, некоторых вернули.

2. РАЗЛИЧНЫЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА

Примеры показывают: в зависимости от того, кто именно является хозяином земли, у кого "длинные планы" и "длинная воля", можно выделить несколько различных возможных отношений к детям-сиротам, различные стратегии работы с ними. Все это разнообразие определяется формой ответственности.

Мы ни в коем случае не утверждаем, что одна из форм лучше. Ясно, что в каждую историческую эпоху сочетались несколько форм, и можно вести речь только о доминанте. Каждая из стратегий была реализована на определенном этапе человеческой истории и, значит, имеет свои достоинства и ограничения. Каждая стратегия уместна в определенных ситуациях и дает какие-то результаты/последствия (какие?), иногда почему-то разрушается или мутирует.

ФОРМА 1. Личная ответственность (Я) - когда хозяином земли в том или ином смысле является конкретный человек.

1.1. Гражданин - "простой человек", отвечающий за себя и за мир вокруг себя. Заметим, что требование "ответственности за себя и за мир" сразу делает такого человека совсем не простым.

В приведенных выше примерах (3, 4) показано, как личная ответственность за себя и свою семью переходит (не всегда, но к счастью и не редко) в ответственность за мир вокруг себя - вместе с ничейными детьми. Желание огородиться от страшной действительности беспризорности - в решительное действие, в управление ситуацией.

Конкретных способов реализации такой личной ответственности множество: усыновление или патронирование ребенка, вовлечение подростков в реальный проект и свою команду, спонсирование определенной развивающей программы для воспитанников детского дома, учреждение стипендии для двоечника, ставшего троечником, прием к себе в фирму на работу "непутевой мамаши" и ее воспитание (вот и дети не брошены!) - и так далее.

1.2. "Хозяин земли" - граф, князь, помещик, директор леспромхоза, бизнесмен (пример 8)...

Речь идет об одном конкретном человеке, отвечающем за судьбу территории и всех, кто на ней проживает. В наше время это может быть и не связано с собственностью на землю, хотя - по большому счету - связано. По стилю поведения и действия связано.

Таких людей называют "сильными мира сего", имея в виду крупных бизнесменов, представителей власти, отдельных политиков. Однако нам важно различить: хозяин - не тот, у кого много денег и который "все может", а тот, кто видит далеко - и во времени, и в пространстве! Кто имеет смелость и силы строить будущее территории и отвечать за него.

С последним различением число образцов значительно сокращается.

Конкретные способы реализации такой ответственности гораздо сложнее и - признаемся - непонятнее для нас. Ясно только, что (1) необходимо наличие плана развития территории; (2) обязательно воспитание на своей территории не "иждивенцев под хозяином", но граждан из пункта 1.1. И - для нас очень важно - настаиваем, что дарение детским домам и сиротам богатых подарков никак не связано с позицией хозяина земли.

ФОРМА 2. Общая ответственность (МЫ) - когда субъектом ответственности является не отдельный человек, а группа людей, община, род (пример 5). При этом отдельный человек чувствует себя частицей рода, и именно это ощущение причастности позволяет каждому человеку осознать и постоянно удерживать в течение жизни видение своего будущего, своей миссии на земле. Миссия народа/общины, зафиксированная в религиозных текстах, устанавливает, как должно поступать и "что хорошо - что плохо".

Нам, воспитанным вне религиозных или национальных общин, очень сложно промысливать эту форму ответственности. Мы уверены, что в этом мощный ресурс развития нашей страны и решения проблемы детей-сирот в частности, однако обсуждать конкретные способы реализации пока не получается.

ФОРМА 3. Государственная ответственность (ОНО) - когда государство отвечает и определяет все, что происходит в стране. А отдельный человек является его гражданином, выполняет законы и счастлив своей принадлежностью (пример 9 - Советское государство - обсуждался выше).

Это было совсем недавно, мы все об этом помним, поэтому много говорить ни к чему. Отметим только, что с точки зрения безличной машины государства (оно) организация сирот в детские дома действительно удобнее! Система сиротских учреждений легче управляется. Как говорил Иосиф Бродский: "...бесчеловечность всегда проще организовать... Для этих дел Россия не нуждается в импорте технологий".

3. СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Перенесем понятое на современную ситуацию.

А. Старый "хозяин" - государство - отступает, перестает платить за содержание хозяйства, уже нельзя сказать, что детдомовские дети - государственные дети, они все очевиднее "ничьи". Старая идеология "в коллективе лучше" и "государство воспитает моих детей" еще жива и подкрепляется законодательной базой и общественными мифами, поддерживаемыми СМИ (интересно, они - средства - понимают, что именно делают?).

Новые же хозяева возникают не так быстро, как хотелось бы. Их еще мало, они часто незрелые, неумелые - тяжело же с непривычки! Люди не видят/не знают/не уверены/не решаются на свою жизнь. Очень немногие таки строят свое будущее и, как следствие, обращают внимание на проблематику детей-сирот - отдельные граждане и бизнесмены, редкая власть... Единицы имеют длинные интересные (крупные) планы.

Обидно, когда "пытающиеся быть хозяевами жизни" путают большие деньги и якобы великие возможности с построением и реализацией длинных планов, когда бешенные ресурсы тратятся на то, что имеет только сиюминутную ценность, а в масштабе десятилетия - пылинка, мелочь или мина замедленного действия. Поэтому и с "крупными" хозяевами пока явная нехватка...

Это не претензия к нашим соотечественникам, в такой ситуации действительно трудно, непонятно, невозможно смотреть далеко и строить свое будущее! Приходится учиться заново! Это же мы и про себя тоже...

Мы считаем, что специфика современной ситуации состоит в том, что необходимо постепенное формирование хозяев земли всех уровней и масштабов - от отдельных граждан до крупных бизнесменов и власти. Уже не удастся сложить всю ответственность на государство. Придется самим...

Б. Культурный контекст разрушен - у нас нет корней, памяти, мы выпали из вектора рода, и он нас уже не держит своими корнями и своим видением будущего. Культурные контексты были разрушены в начале двадцатого века, потом еще раз в конце, а новое понимание миссии народа/страны/себя пока не возникло. Есть ощущение - невнятное, противоречивое, часто исчезающее, но постепенно оформляющееся. Может быть, уже скоро...

В. "Временничество во власти" - это когда в голове у Главы (интересное словосочетание) будущее города прописано ровно на 4 года срока. В этом случае заниматься решением проблемы сиротства ни к чему, нет необходимости. Точнее: такую власть вполне устраивает решение данной проблемы через создание детских домов, они легче управляемы. Дальнейшие судьбы детей не важны, это за пределами видения будущего.

"Скрытое сиротство" - аналогично: чтобы начать выстраивать структуру по своевременному выявлению беспризорных детей в раннем возрасте, необходимо удерживать в голове будущее города/района/земли лет на 15 как минимум, когда эти "скрытые сироты" появятся на улицах уже в виде социально-опасных подростков. Как появить "в голове власти" эти 15 лет?

Лозунг социальной сферы: "все для человека". Он строится в продолжение государственной ответственности за человека и его детей - "ты работай, мы позаботимся о тебе и твоих детях!".

Однако есть/возможен и другой лозунг: "научить граждан отвечать за себя, заботиться о себе". Второй лозунг означает появление хозяина, который отвечает хотя бы за себя, главное - за себя. И, значит, происходит коренное изменение/разрешение проблемы сиротства. Тогда наряду с государством за город, район, страну начинают отвечать и отдельные граждане. Появляется великолепное мощное сочетание ответственностей и планов на будущее - государство, политики, бизнесмены, общины, сообщества, отдельные граждане...

Г. Проблема сиротства лежит вне рамок социальной сферы и какой-либо сферы (ведомства) вообще, а управление строится ведомственным образом. Появление множества разнокалиберных субъектов усложняет управление - они все такие разные, говорят на разных языках, у них разные нормы и правила, они хотят разного и по-разному действуют - это же невозможно удержать в голове и положить в схему!

Возникает замкнутый круг: необходимо выращивать субъектов, берущих на себя ответственность за свой район, город, двор, подъезд, семью. С другой стороны, с ними же сложно разговаривать! Как ими управлять? Особенно еще становящимися, плохо говорящими и невнятно действующими.

Нет (пока нет) пространства, в котором диалог и взаимодействие разномасштабных и несопоставимых субъектов стало бы возможно. На каком языке и в каких кабинетах должен происходить разговор? По каким правилам? Как должно быть институционально оформлено такое пространство, как называться? Что может явиться полем для диалога?

Мы видим важнейшую задачу: создание пространства, на котором все субъекты региона смогут оформить и представить свое отношение к проблеме сиротства и выстроить программу совместных действий по ее решению.

На сегодняшний день у нас нет полного понимания того, как решать поставленные задачи. Но встречи на недавно проведенной конференции показали: есть люди, есть опыт. Поэтому стоит пробовать, для начала в своей окрестности мира - крае, городе, дворе, детском доме.


[i]«Ты понимаешь, что происходит..?
- Сейчас я объясню!
- Объяснить я и сам могу, а ты понимаешь, что происходит!?..»[/i]

Ирина Шилова
Живу я тут
Живу я тут
Сообщения: 343
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 04:39
Откуда: Канада
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 13 раз

Re: Сиротство-попытка осознать историю данного явления!

Сообщение Ирина Шилова » 01 апр 2014, 10:34

К сожалению, эта статья только ставит вопросы, не отвечая ни на один. Мало того, никогда ни одна проблема не будет решена, если для ее решения предлагают вернуться чуть ли не предысторическое прошлое. Ну при чем здесь подкидывание детей в монастыри?

И все есть: и дома ребенка, и интернаты, и замещающие семьи. То есть, есть то "пространство", которое автор статьи призывает строить. К сожалению, опять изобретается велосипед.



Ответить

Вернуться в «Профилактика безнадзорности»