О методических рекомендациях по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления

Ответить
Аватара пользователя
Игорь Ровковский
Легенда форума
Легенда форума
Сообщения: 3147
Зарегистрирован: 01 фев 2010, 07:53
Откуда: г. Новосибирск
Благодарил (а): 692 раза
Поблагодарили: 4225 раз

О методических рекомендациях по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления

Сообщение Игорь Ровковский » 22 июн 2020, 10:02

Публикуем для сведения письмо от 26 марта 2020 г. № ДГ-126/06 "О методических рекомендациях по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления".
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx
Читать
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 марта 2020 г. N ДГ-126/06

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
[ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОТДЫХА ДЕТЕЙ
И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ]

В целях исполнения пункта 12 Комплекса мер по обеспечению организованного отдыха и оздоровления детей на 2019 - 2023 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. от 28.02.2019 N 1814п-П8, Минпросвещения России совместно с МВД России подготовлены методические рекомендации по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе для детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации направляются для информирования органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере организации отдыха и оздоровления детей, руководителей организаций отдыха детей и их оздоровления и иных заинтересованных лиц.

Заместитель министра
Д.Е.ГРИБОВ





Приложение
к письму Минпросвещения России
от 26.03.2020 N ДГ-126/06

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН В ОРГАНИЗАЦИЯХ
ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
СОСТОЯЩИХ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ УЧЕТА В ОРГАНАХ
И УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Методические рекомендации подготовлены в целях организации профильных смен для детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет с педагогической запущенностью, девиантным и (или) делинквентным поведением (далее - подростки, участники профильной смены), состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и направлены на реализацию комплекса мер по обеспечению организованного отдыха и оздоровления детей.
Профилактическую работу среди несовершеннолетних следует рассматривать как неотъемлемую часть воспитательной работы.
Невнимание взрослых к проблемам несовершеннолетних нередко приводит к тому, что дети, пассивно усваивая негативные модели поведения, становятся жертвами этой модели. Личностные проявления в поведении подростков складываются непроизвольно и выступают результатом сложного процесса воздействия социальных условий, в которых подросток существует и действует.
Причины детского и подросткового отклоняющегося поведения кроются в том числе и обилии сцен насилия и жестокости, которыми пестрят экраны телевизоров и компьютерные игры.
Также некоторые проступки совершаются подростками из-за озорства или любопытства, из желания развлечься, показать силу, утвердиться в глазах сверстников. В "группу риска" попадают несовершеннолетние, в близком окружении которых находятся "криминальные" личности (родственники или друзья). Многим подросткам присуще стремление освободиться от контроля и опеки родителей, критически они относятся и к ценностям, существующим в мире взрослых.
Противоправные действия совершаются подростками не только ввиду незрелости психики, но и часто в силу нарушения психического развития.
Таким образом, самые разные пути приводят подростка к отклоняющемуся поведению, но независимо от тяжести совершенного им, он - личность, нуждающаяся в особой социальной и психолого-педагогической помощи и поддержке.
Организация отдыха детей и их оздоровления является личностно-ориентированным педагогическим пространством, позитивной средой жизнедеятельности подростков, и имеет все возможности для активизации личностного роста подростков.
Участие подростка в различных группах внутри временного детского коллектива позволяет ему совершать социальные пробы: в общении, групповой деятельности, примерять и демонстрировать разные социальные роли.
Для организации образовательного процесса в организациях отдыха детей и их оздоровления характерно разнообразие видов деятельности. Многообразие групповой деятельности превращает временный детский коллектив в тренинговую группу по формированию гражданской идентичности с переносом опыта в повседневную жизнь.
Сочетание индивидуального и коллективного педагогического взаимодействия, применение различных форм и видов деятельности с подростками помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.
Одной из форм каникулярного отдыха детей и подростков являются профильные смены, обладающие значимым воспитательным и образовательным потенциалом.
Организация и проведение профильной смены для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, требует понимания специфики данной деятельности и по своим целям, содержанию, структуре и ресурсам несколько отличается от практики традиционного проведения смен.
Главное отличие указанной формы работы заключается в совмещении образовательно-воспитательной деятельности с проведением профилактической и реабилитационной работы, направленной на предотвращение совершения подростками противоправных деяний.
Задачами профильной смены являются:
- снижение уровня агрессивности и тревожности подростков посредством проведения реабилитационных мероприятий;
- корректировка поведенческих реакций на жизненные ситуации бытовой и коммуникативной среды, обучение основам саморегуляции деструктивных состояний;
- сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни;
- раскрытие потенциальных возможностей и скрытых ресурсов каждого подростка с обозначением личных положительных особенностей;
- формирование основы позитивных жизненных ценностей и заинтересованности подростка в их постоянном поддержании и т.д.
Структура профильной смены, как и любой другой, как правило, включает в себя следующие периоды: организационный, основной, итоговый.

Организационный период
Задачи организационного периода: знакомство несовершеннолетних друг с другом; правилами поведения и проживания в организации отдыха детей и их оздоровления; погружение в содержание смены; адаптация к новым условиям жизнедеятельности; сплочение коллектива.
Следует обратить внимание, что при предъявлении подросткам требований к проживанию и поведению необходимо их четко продумывать и формулировать. Требования должны быть простыми, однозначными и понятными.
Рекомендуется разговаривать с подростками и объяснять необходимость соблюдений требований, но не ставить им условия. Подросток должен понять, почему надо вести себя именно так, а не иначе. Не следует ждать и требовать от подростков сразу идеального поведения.

Основной период
Задачи основного периода: реализация программы профильной смены; создание условий для самореализации подростков.
При разработке программы профильной смены необходимо учитывать, что подростки, состоящие на различных видах учета - это дети, которые самостоятельно или с помощью семьи не в состоянии решить проблемы, которые возникают у них под воздействием тех или иных обстоятельств.
Ведущей деятельностью для данной категории подростков должна быть социальная коммуникация, групповое и коллективное взаимодействие. Работа с подростками должна носить преимущественно практический характер и включать в себя: активные виды взаимодействия (спорт, туризм, квесты, игры-испытания, подвижные игры, тренинги и т.д.); прикладные и творческие виды деятельности (конструирование, моделирование, лепка и т.д.); элементы трудотерапии.
Постоянная смена видов деятельности позволит поддерживать познавательный интерес подростков к происходящему.
При реализации программы необходимо отойти от следующих форм организации педагогического процесса (хотя совсем исключать данные формы не стоит): лекции; мероприятия, требующие усидчивости, малой подвижности и повышенной концентрации внимания, длительную аналитическую работу.
Необходимо найти сильные стороны (качества) подростков и использовать их, и, по возможности, развивать. Следует обращать внимание даже на незначительные изменения в поведении подростков, отмечать их минимальные успехи и достижения ото стимул к самосовершенствованию.
Не злоупотребляйте запретами, найдите причину (или причины) поведения подростков. Важно помнить, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

Итоговый период
Задачи итогового периода: подведение итогов; создание доброжелательной атмосферы дружеского прощания; формирование перспектив дальнейшего общения; мотивация подростков на социально одобряемое и законопослушное поведение.
Подводя итоги смены, необходимо еще раз разъяснить подросткам возможные варианты поведения в различных конкретных ситуациях, вырабатывая у них стандартные, общепринятые нормы поведения.
Кроме того необходимо проинформировать подростков о механизмах, которые помогут им в решении возникающих проблемных вопросов, социальной адаптации и реабилитации за рамками профильной смены.
Подготовка организации отдыха детей и их оздоровления к открытию и проведению профильной смены осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.
Оформление сотрудников для проведения профильной смены осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом профессиональных стандартов для специалистов, занятых в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.
При подборе специалистов для работы с подростками в рамках профильной смены следует обратить внимание на необходимость формирования группы специалистов, помимо педагогических работников и вожатых, работающих с временным детским объединением, будут входить: психологи, медики, специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - инспектор ПДН); специалисты управления опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей, уполномоченные по правам ребенка и другие специалисты.
Перед началом смены рекомендуется проведение инструктажа со всеми работниками организации отдыха детей и их оздоровления на предмет работы с подростками, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Кроме того, целесообразно организовать обучающие занятия для всех работников организации отдыха детей и их оздоровления непосредственно на объекте проведения профильной смены. При подготовке кадров необходимо учесть, что все специалисты, работающие с подростками, должны профессионально решать возникающие вопросы, так как можно не только усугубить ситуацию, но и сделать ее неконтролируемой.
Отбор подростков - участников профильной смены необходимо осуществлять совместно со специалистами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) и инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
К списку участников профильной смены рекомендуется на каждого подростка подготовить дополнительную информацию, а именно:
- актуальную фотографию подростка, соответствующую возрасту (портрет);
- справку ПДН о совершенном проступке (основание постановки на учет, дата совершения, краткое описание проступка или серии правонарушений);
- характеристику с места обучения (поведение, успеваемость, информация о родителях) либо межведомственную характеристику, совмещающую информацию ПДН и с места обучения.
До начала профильной смены рекомендуется с подростками - участниками профильной смены провести предварительную работу:
- провести диагностику личности;
- изучить неблагоприятные факторы социальной среды, в которой находится подросток;
- разработать индивидуальную программу и привлечь к работе с подростком необходимых специалистов.
Профильные смены рекомендуется проводить совместно с инспекторами ПДН, командированными на этот период распоряжением или приказом начальника территориального органа, с оформлением командировки в порядке, установленном законодательством.
В течение профильной смены инспекторы ПДН наряду с педагогическими работниками, вожатыми и другими специалистами являются активными участниками всех процессов, проводимых в рамках профильной смены, в том числе проходят обучение, принимают участие в разработке программы смены, проводят мероприятия и т.д.
На период профильной смены инспектор ПДН, являясь сотрудником органов внутренних дел, в первую очередь должен стать для подростков наставником, что в дальнейшем положительно повлияет на эффективность индивидуально-профилактической работы.
По итогам проведения профильной смены коллективу организации отдыха детей и их оздоровления рекомендуется подготовить психологический портрет с рекомендациями специалистов на каждого подростка и передать их родителям (законным представителям), а также в образовательные учреждения для дальнейшей работы.
В психологическом портрете необходимо указать: характеристику ребенка и его индивидуальные качества; анализ индивидуальных изменений в поведении ребенка в период проведения профильной смены; наиболее эффективные средства взаимодействия с подростком.
В психологический портрет можно вносить другую дополнительную информацию, которая поможет специалистам в работе с конкретным подростком.
Вся информация о подростках должна использоваться и храниться в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.
Важно понимать, что работа с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. В связи с этим рекомендуется разработать комплексную программу помощи детям, а проведение профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления для данной категории детей будет являться одним из этапов этой системной работы.
Диагностика личности (психолого-педагогическое изучение личности), диагностика среды (выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды, влияющих на подростка), коррекция среды и использование всех положительных возможностей школы, семьи и общественности позволит уменьшить количество детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.



Ответить

Вернуться в «Иные НПА»