Home » Новости портала » Матвей Шпаро: «Путешествие — хорошая форма работы с детьми, помогающая им правильно взрослеть»

Матвей Шпаро: «Путешествие — хорошая форма работы с детьми, помогающая им правильно взрослеть»

В лагере выходного дня «Открытие» была реализована программа профилактики девиантного поведения у подростков. В пилотном запуске программы в декабре 2012 года на базе учебно-реабилитационного молодежного центра «Алмаз» РГСУ в подмосковной Рузе приняли участие 140 учащихся московских школ. За несколько дней, проведенных в лагере, подростки стали целеустремленными, научились помогать друг другу, больше доверять сверстникам и взрослым. А родители отметили, что их дети, вернувшись из лагеря, стали лучше учиться, быстрее идти на контакт и находить друзей. О том, как реализуется программа, мы решили поговорить с создателем лагеря, полярным путешественником, членом Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Матвеем Шпаро.
Корр.: Матвей, расскажите, как родилась идея создания лагеря «Открытие»?
М.Ш.: Я и мой отец Дмитрий Шпаро — профессиональные путешественники. На нашем счету много сложных экспедиций — и на Северный полюс, и восхождения в горы… Лет десять назад, в какой-то момент мы поняли, что путешествие — это хорошая форма работы с детьми. Она позволяет им правильно взрослеть, приобретая необходимый «социальный» опыт. А это, в свою очередь, улучшает коммуникацию между подростками, повышает их самооценку. Поэтому для себя мы решили, что, помимо профессиональных путешествий, вторым направлением нашей деятельности станет работа с молодежью. С одной стороны, это передача личного опыта, с другой — обучение через этот опыт.
Корр.:Обучение через опыт?
М.Ш.: Да, само понятие «обучение через опыт», закладываемое в подобных программах, пока не прижилось в России. Хотя, с моей точки зрения, это является одним из самых действенных способов обучения. Если человек, в данном случае ребенок, однажды кому-нибудь помог, то есть приобрел этот опыт, то высока вероятность того, что он и в дальнейшем будет так поступать. То есть использовать полученный опыт. То же самое с умением принимать помощь от другого человека. Вообще, не совсем корректно употреблять слово «обучение» применительно к этой программе. Нельзя же научить помогать. Можно только развить в себе способность к этому. Но для того чтобы люди стали помогать друг другу, нужно пережить какую-то ситуацию, из которой человек сможет выйти только при помощи других.
Корр.: Свою работу с молодежью Вы начали с детей с инвалидностью, подростков из неблагополучных семей… Почему сейчас обратили внимание на детей с девиантным поведением?
М.Ш.: Для начала надо всегда помнить, что они — не плохие дети, они просто отличаются от других. Между прочим, многие выдающиеся математики были «девиантными» подростками. Вообще человек, который чего-то достигает в жизни, уже чем-то отличается от других. Поэтому наша программа рассчитана не на малолетних преступников, а на тех подростков, которые сейчас, возможно, менее успешны в учебе, но часто именно они бывают лидерами. И при правильном подходе к развитию их лидерских качеств, такие дети могут помочь другому подростку перевести свои «асоциальные» действия в социально полезные. Очень часто бывает, что ребенок стоит на внутришкольном учете как трудный подросток, но при этом является одной из самых ярких личностей в клубе по интересам. И подобных примеров множество. Поэтому данная программа может помочь раскрыть потенциал каждого ребенка.
Корр.: Ее реализации Департамент образования города Москвы помогает с самого начала?
М.Ш.:Дело в том, что я являюсь руководителем городского Центра дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий» и сотрудником Департамента образования. Без поддержки города сложно было бы осуществить такой проект. Это и финансирование, и помощь специалистов в области работы с детьми с девиантным поведением, и советы по наполнению программы, рекомендации по тому, кого привлекать к участию в проекте. На круглом столе, посвященном подведению результатов пилотного запуска программы, руководитель Департамента образования Исаак Калина отметил, что и в следующем году столичное правительство продолжит ее поддерживать. Увеличится количество привлеченных к программе школ и участников. Я считаю идеальным такой вариант, когда Департамент образования выступает в качестве «стартера» для программы – дает начало «волнового» процесса, а школы и родители, проявляя инициативу, включаются в ее реализацию.Участниками программы в этом году, скорее всего, станут не те подростки, которые проявили себя с худшей стороны и требующие воспитания, а наоборот, — те, кто проявляет себя хорошо (школьные активисты). Важно, чтобы школа мотивировала детей к участию в нашей программе. Но для этого школа должна создавать условия, в которых ребенок смог бы себя проявить. А поездка на несколько дней в Рузу должна стать неким подарком за проявленную активность.
Корр.: А Вы лично принимаете участие в выездной части программы? Общаетесь с детьми?
М.Ш.: К сожалению, в силу занятости непосредственного общения с детьми не получается. С ними работают педагоги нашего центра «Лаборатория путешествий». Но иногда удается. И когда это происходит, хочется, чтобы общение было максимально эффективным. Например, пару лет назад меня пригласили рассказать старшеклассникам школы N1387 о своем опыте. Я получил огромное удовольствие от общения с ними. Мне показалось, что наша встреча смогла «зарядить» подростков на многие годы вперед. И поэтому сейчас, когда эти дети приезжают в подмосковную Рузу в лагерь, они знают, что едут к Матвею Шпаро, «в большое приключение, большое путешествие».

Сайт сети детских лагерей Дмитрия и Матвея Шпаро, сайт Благотворительного оздоровительного фонда «Клуб «Приключение».

Беседовала Алина Милованова
2002-2010 © АСИ